РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Доклад О.В. Шалыгиной «Категория времени и глубинная поэтика А.П. Чехова»
Chehov01
Семинар
12 июня

О.В. Шалыгина  представила свой доклад «Категория времени и глубинная поэтика А.П. Чехова» в рамках работы постоянно действующего семинара ИМЛИ РАН  «Русская литература и философия: пути взаимодействия» (проект РНФ).

Аннотация доклада:

Впервые вводится понятие «глубинная поэтика» для обозначения исследований, обращенных к проблемам художественного творчества, бытия и становления художественного произведения, как новой целостности со своим временем-пространством. На примере телеологического анализа драмы «Вишневый сад» показано, как анализ ремарки, открывающей 1 акт «Вишневого сада» позволяет вычленить гамлетовского-макбетовский код, ранее сложившийся в «Трех сестрах». Пьеса «Три сестры» в архитектонике «Вишневого сада» выполняет функцию макбетовского Пролога, сжатого до одной фразы и равного по драматическому объему целому отсутствующему пятому акту.

Во второй части  «Художественность и гносеологический смысл «метаболического времени»» речь пойдет о выбранной методологии исследования. Теория метаболического времени А. Левича и генерируемых потоков времени Козырева, описывающая универсальные законы рождения нового, позволяет заново переосмыслить основные категории литературы и эстетики (времени, пространства, традиции, ритма, вопросы психологии творчества и восприятия и др.). Проблема онтологического статуса художественного мира, становления его во времени может быть поставлена и решена только в рамках общих для междисциплинарных исследований методологических процедур. Высказывается  гипотеза о том, что рождение художественного произведения (художественного мира, образа) как открытой динамической системы может быть описано через аксиоматику теории метаболического времени. Делаются выводы о перспективности изучения волновой природы «генерирующего флюэнта» на материале искусства.

На примере пьесы Чехова «Вишневый сад» рассматривается ритмический фрактал «звук лопнувшей струны». В терминах Козырева это «уплотнение потока». Сам же ритмический исток (эталонный флюэнт) вынесен за пределы пьесы и обнаруживается только через глубинный анализ неомифологической структуры гамлетовско-макбетовского кода.

Доступна ВИДЕОЗАПИСЬ ДОКЛАДА